При транспортировании пород существенную роль играет
коэффициент разрыхления. Желательно иметь минимальное
его значение. Уменьшения kp можно добиться соответствующим
подбором гранулометрического состава пород (смешиванием
мелких кусков породы с крупными), сотрясением и т. д.
Более компактно частицы породы можно расположить,
добавляя в нее углеводородные жидкости (керосин, изоамиловый
спирт), обладающие смазочными свойствами и уменьшающие
силы сцепления между частицами.
Насыпная плотность угля в последнем случае увеличивается
на 20 %. Одним из факторов, значительно влияющих на
величину насыпной плотности горных пород, является влажность.
Так, насыпная плотность угля имеет минимальное значение
при содержании влаги 6—7%. При увеличении влаги в породе
появляются силы, препятствующие более плотной укладке
раздробленной смеси угля.
Они возникают при полном насыщении всех точек контакта
капиллярной водой. Вода в контактах стремится занять
объем с минимальной свободной поверхностью, препятствуя
более плотной укладке частиц.
Для снижения влажности уголь сушат или добавляют в
него гигроскопические вещества, например известь. При
гидротранспортировании особое внимание должно уделяться
гранулометрическому составу, плотности и абразивности
транспортируемых пород.
От этих характеристик зависят диаметр трубопроводов,
оптимальные скорости транспортирования, напоры и т.
д.
|